Франчайзинг: Истоки и итоги

Несмотря на то, что история франчайзинга на Западе насчитывает уже сто лет, в России такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1993 году.

Франчайзинг в Россию пришел из-за рубежа. Это западная модель ведения бизнеса, которую мы сегодня примеряем на российскую действительность. И, надо сказать, успешно. Для того чтобы этот формат ведения бизнеса прижился на отечественной почве, его пришлось адаптировать под наш менталитет. Постепенно начал развиваться внутренний рынок, появлялись новые российские бренды, которые тоже стали предлагать франшизу коллегам. Например, первый франчайзи "МИЭЛЬ" появился в 1997 года – офис в Омске. Сегодня 62% этого рынка занимают именно отечественные бренды. Больше половины франчайзинговых систем в стране старше 5 лет, 43,5% - это более молодые франшизы.

С точки зрения финансовых вложений, наибольшее развитие получили системы с минимальными размерами первоначального капитала на открытие точки – от 1 до 5 млн рублей. Средний размер инвестиций на создание франчайзингового предприятия в России составляет $90 тыс.

Но не во всех российских городах предприниматели оценили силу франчайзинговой модели. Так, к 2010 году можно было выделить всего несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.

И, тем не менее, мы отчетливо видим положительную динамику развития франчайзинга в России. По опыту компании "МИЭЛЬ-Франчайзинг" мы точно можем говорить, что сегодня есть спрос и желание инвесторов вкладывать средства во франчайзинговый бизнес, есть понимание, что это прекрасная возможность приобрести собственный, уже успешный, бизнес.

А сложность в чем?

Конечно, все не так непросто. Первая сложность развития франчайзинга в России заключается в том, что прямое копирование западного опыта кем бы то ни было очень плохо "ложится" на российскую действительность. Дело в том, что на Западе, чтобы приобрести франшизу по продаже недвижимости необходимо иметь квалификацию брокера. Чтобы иметь квалификацию брокера, человек должен пройти обязательный курс обучения и получить лицензию. Чтобы получить лицензию брокера он, в свою очередь, должен иметь определенный опыт агента, а чтобы получить лицензию агента он также должен был пройти целый курс. Таким образом, покупатель франшизы является профессиональным работником на рынке недвижимости. В России такую практику внедрить невозможно, поскольку у нас нет государственных учебных заведений, где этой профессии учат. Нам приходится нарабатывать собственный, эксклюзивный опыт внедрения франчайзинга.

Вторая сложность – желание многих предпринимателей быть самостоятельным и работать под своим брендом. Не понимая всех тонкостей, они расценивают франшизу как переход под чье-то влияние, не понимая, что франчайзинг в первую очередь построен на равноправии. В России чтобы развивать франчайзинг недостаточно правильного бизнеса и хороших технологий. Нужно отстроить собственную успешную сеть. В большинстве своем успешные франчайзеры те, у кого уже есть своя собственная сеть. Ведь компании, принимающие решение работать по франчайзингу, кроме бренда и технологий, покупают также и успех.

И последнее, что мешает развитию франчайзинга в нашей стране – отсутствие четкого понимания и знания, насколько силен механизм франчайзинга. Ведь обратившись к франчайзингу, можно не создавать новое, а купить уже действующую успешную бизнес-модель, готовые технологии, марку.

Франчайзинг в сфере недвижимости

В мировой практике франчайзинг становится все более популярной моделью развития риелторского бизнеса. Только в США работает 34 франчайзинговые сети, половина которых являются межнациональными и насчитывают несколько десятков тысяч офисов по всему миру. На российском рынке недвижимости франчайзинг еще не получил широкого распространения. В России только 3-5% риэлтерских агентств работают по схеме франчайзинга, тогда как в Европе почти половина всех агентств работают по франшизам и занимают 70% рынка. В настоящее время в России действуют около 2500 риэлторских фирм, свыше 1200 из которых работают в Москве, не считая отделений крупных компаний. Крупные операторы занимают примерно четверть российского рынка недвижимости.

Когда мы говорим о продаже недвижимости, то говорим о франчайзинге сервиса. Франчайзинг сервиса, в отличие от франчайзинга товара – особая ипостась. Предлагая рынку франшизу, мы не предлагаем какой-либо материальный товар, который можно пощупать руками – мы предлагаем Знак качества и лояльность клиентов, некую формулу успеха. Мы сами создаем стандарты качества, которые выполняем и требуем, чтобы выполнялись нашими франчайзи.

Лидерство – во главе угла

Для лидирующей на рынке компании лидерство является ключевым фактором. Например, для нас важно, чтобы наши офисы на локальной территории также были номер один. Но нам не нужно лидерство любой ценой. Мы смотрим на репутацию компании, которая хочет стать нашим франчайзи, на ее подход к работе и ценности. В сфере услуг психологический фактор очень важен. И при принятии решения, помимо опыта руководителя мы оцениваем и его психологический портрет, поскольку хотим четко понимать, что по стилю, по ценностям, по духу он сможет органично войти в сеть. Нам очень важно, чтобы наши франчайзи, агенты, которые там работают, работали бы по заранее утвержденным нами стандартам, чтобы каждый проходил обучение, каждый предоставлял сервис надлежащего качества. У клиентов должна быть возможность контроля этого сервиса и обратной связи с нами, с франчейзером. Конечно, нам важна прибыльность, но бренд, наша репутация и наше доброе имя всегда стоит во главе угла.

Источник: Финам.инфо