Франчайзинг в сфере услуг: быть или не быть?

Есть ли место франчайзингу в сфере услуг? На этот вопрос ответ уже найден давно. Несмотря на то что франчайзинг в сфере услуг в России находится пока на стадии формирования и занимает около 12% рынка, количество компаний, предлагающих сервисные франшизы, растет. Сегодня таких порядка 100.


Мировой же франчайзинг в сфере услуг занимает весомую долю рынка. В США сервисные франчайзи контролируют 50% рынка и представлены многими сферами бизнеса: туристический и гостиничный бизнес, салоны красоты, фитнес, обучение и консалтинг, агентства недвижимости, рекламные услуги, клининг, доставка и так далее.

В то же время данный сектор имеет большие перспективы, поскольку создание франчайзинговых сетей в сфере услуг в России сейчас очень актуально. Нарастающая конкуренция, необходимость в эффективной технологии привлечения клиентов и большая устойчивость к экономическим потрясениям стимулируют малый и средний бизнес к покупке франшиз.

Конечно, на этом пути есть и некие сложности. Первая сложность, которая мешает развитию франчайзинга в нашей стране, – отсутствие четкого понимания и знания, насколько силен этот механизм. Ведь при покупке франшизы можно не создавать новое, а приобрести уже действующую успешную бизнес-модель, готовые технологии, марку. Как это работает в сфере услуг, понимают не все.

Вторая сложность – желание предпринимателей быть самостоятельными и работать под своим брендом. Не осознавая всех тонкостей, они расценивают покупку франшизы как переход под чье-то влияние, не понимая, что франчайзинг в первую очередь основан на равноправии и что дело, построенное по этой модели, – это собственный бизнес франчайзи. Однако сегодня есть спрос и желание инвесторов вкладывать средства во франчайзинговый бизнес, есть понимание, что это прекрасная возможность приобрести собственный, уже успешный бизнес.

Недвижимость в движении

Активное развитие франчайзинга на рынке недвижимости России началось около десяти лет назад. Первым начал продавать франшизы в регионы России холдинг «МИЭЛЬ». Еще в 1997 году в Омске открылось первое отделение по этой системе. Оно и сегодня успешно существует и развивается, там уже шесть офисов «МИЭЛЬ».

Долгое время года наша компания развивалась только за счет открытия собственных офисов, а в 2006 году была создана компания «МИЭЛЬ-Франчайзинг», которая и вывела на рынок франчайзинговый продукт. Сегодня «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости» насчитывает более ста офисов в Москве, Подмосковье и в регионах. Причины, по которым этот продукт востребован, просты: франшиза сильного бренда способна обеспечить видимые выгоды для франчайзи – поток клиентов, развитую базу объектов недвижимости и качественное обучение. Кроме того, за последние годы сильно изменилось отношение клиентов к решению вопросов с недвижимостью – люди стали чаще обращаться в профессиональные агентства. В Москве подавляющее число сделок с недвижимостью совершается при участии агентов.

Франчайзинг помогает предпринимателям уверенно вставать на рельсы риэлторского бизнеса. С одной стороны, начинающему руководителю легче начинать в системе франчайзинга, так как основные правила и стандарты ведения деятельности уже определены обладателем прав на товарный знак. С другой стороны, высокий стандарт качества оказываемой услуги, который ожидают потребители, налагает большую ответственность. В недвижимости очень помогает имеющийся опыт работы в этой сфере деятельности.

Работающий актив, обеспечивающий быструю капитализацию

Франчайзинг – это и активное продвижение компании, и увеличение доли рынка, и привлечение лояльных клиентов и профессиональных сотрудников; он дает возможность активно продвигаться на рынке недвижимости. Эта модель ведения бизнеса «погодоустойчива». Для нее нет принципиальной разницы – развиваться в кризис или нет. В условиях сильной конкуренции очень трудно самому найти и занять свою нишу на рынке. Успешные и давно работающие компании привлекают к себе клиентов своим именем и репутацией. Вложения в раскрутку, рекламу и маркетинг новой компании, как правило, приобретают гигантские размеры, при этом могут быть напрасными. Приобретая же франшизу, за вложенные средства франчайзи получает не неясные перспективы, а уже работающий актив, обеспечивающий быструю капитализацию.

Конечно, потребуются вложения: первый взнос, обустройство офиса, его оформление, набор персонала – без первоначальных вложений не строится ни один бизнес.

Кроме того, на примере компании «МИЭЛЬ-Франчайзинг» можно сказать, что многие покупают франшизу, чтобы дать почувствовать своим сотрудникам, что они – работники большой и сильной компании, устранить текучку, получить новую информацию. Многим становится скучно «в прежних стенах», хочется каких-либо изменений, и система франчайзинга такие возможности предоставляет.

На сегодняшний день у нас не закрыт ни один офис, и не только благодаря технологии, но и благодаря активной поддержке, которую имеет каждый франчайзи, – рекламной, юридической, HR, пиар, технической, информационной и т.д.

Источник: BizTorg.ru