Где учат на риэлторов?

muradyan

Специальности «риэлтор» в учебных планах российских университетов нет, и неизвестно, появится ли она когда-нибудь. Несмотря на это, каждый год, ряды агентов по недвижимости пополняются.

Экспертное мнение
Роман Мурядян, председатель Брокерского Совета «МИЭЛЬ»

Риэлтор - одна из немногих профессий, которую осваивают специалисты из самых разнообразных сфер деятельности. Можно привести такую статистику. Например, сегодня, по данным компании «МИЭЛЬ-Франчайзинг», порядка 30,3% риэлторов – это люди, уже знакомые с этой профессией. При этом, доля специалистов без опыта работы составляет около 6,6%. Достаточно много бывших менеджеров по продажам (21,4%) и госслужащих (14,8%). Офисных работников – порядка 9%, специалистов сферы производства – 7%, сферы финансов – 6,5%. В отдельную группу можно выделить бывших сотрудников силовых ведомств (4%).

Риэлторами становятся обладатели как технического, так и гуманитарного образования. Но количество риэлторов-гуманитариев несколько преобладает над риэлторами с техническим образованием – 56,4% и 43,6%, соответственно.

По стажу работы наибольшая половина риэлторов (51,5%) проработали в компании более 5 лет, из них 13% – более 10 лет. Специалистов со стажем работы менее пяти, но более двух лет – 27,5%. Значительную долю составляют молодые риэлторы со стажем работы в компании до года (21%).

В это профессию, как правило, приходят по необходимости, остаются по призванию. Однако всем нужны профессиональные навыки, и, конечно же, знания – технологий проведения сделок, особенностей рынка, юридических аспектов. Сегодня прошло время работы без технологий! И мы все это прекрасно понимает. Но где получить эти знания?

Во-первых, в крупных компаниях недвижимости есть свои собственные учебные центры. В холдинге «МИЭЛЬ», например, действует система обучения сотрудников франчайзинговых офисов, состоящая из нескольких ступеней и направлений. Для руководителей московских и подмосковных офисов раз в квартал организуют недельное обучение, включающее такие курсы, как управление, подбор персонала и повышение квалификации сотрудников. В региональных офисах обучение проходит дистанционно, с помощью электронных средств связи (Интернет, скайп и т. д.).

Агенты, имеющие опыт работы, один раз в три месяца постигают тонкости принципов и технологий эффективной работы с клиентами.

Также существует система обучения сотрудников без опыта работы. Базовая программа для стажеров «СТар*Т», включает в себя базовые основные знания в области недвижимости, технологии работы с Клиентом, специфику работы с продавцами и покупателями, юридические аспекты сделок, технологии проведения сделок с недвижимостью. Программа рассчитана на то, чтобы дать каждому ее участнику крепкий фундамент основных знаний для дальнейшей эффективной работы и реализации творческого потенциала.

Также обучение регулярно проводят и профессиональные общественные организации. Здесь можно отметить Гильдию риэлторов Московской области (ГРМО) — в нее входят порядка 200 специалистов.

Безусловным лидером в России сегодня можно признать Уральскую палату недвижимости (УПН) — здесь проходят обучение 100% сотрудников компаний, работающих в регионе. Такая система действует только в Национальной ассоциации риэлторов США, где обучение на законодательном уровне является обязательным для получения риэлторской лицензии.

Самое главное — обучение должно быть системным и на постоянной основе. И необходимо учитывать такую важную составляющую, как информационные технологии: важно учить агентов работе с Интернетом, базами данных, CRM-системой и т. д. Сегодня без этого наша профессия невозможна. Ведь в России, в отличие от Запада, на ниве недвижимости трудятся «люди-оркестры», которые работают по всем направлениям, и должны знать любую сферу рынка. Плюс к этому у российского рынка есть своя особенность – альтернативные сделки.

Соответственно, особенность альтернативных сделок требует еще больших профессиональных знаний, еще более профессионального уровня специалистов, ведь нужно, прежде всего, знать и представлять, с одной стороны, продавца, с другой стороны – покупателя. В России риэлтор традиционно выполняет несколько ролей в одном лице. Конечно, с одной стороны это достоинство, ведь в случае необходимости риэлтор может помочь клиенту купить или продать объект как в городе, так и загородом, проконсультировать по юридически вопросам, по вопросам ипотечного кредитования и т.д. С другой стороны – это увеличивает уровень требований к профессионализму агента, его опыту и базе знаний.

Источник: Финам.инфо