Рейтинг франшиз 2015-2016 г.

Тема неоднократно и подробно освещалась на сайте Франшиза.ру. Сегодня разговор пойдет о рейтингах. Можно ли им доверять и почему? Текущий 2015 год насыщен событиями на рынке франчайзинга и уже преодолен календарный экватор. Вскоре настанет время для подведения новых итогов и непременно будет рейтинг выгодных франшиз 2016 года. А сейчас предлагаем вниманию актуальные рейтинги франшиз 2015 года. Недавно были опубликованы два рейтинга - от РБК и от Forbes. Результаты не совпадают, т.к. для оценки популярности были использованы разные методики. Рассмотрим их подробнее: лидеры, новички и сравним, по каким алгоритмам создавались.

Место в рейтинге

Рейтинг РБК/Рейтинг Forbes

1 «1С»/ «Лабораторная служба Хеликс»

2 «Консультант Плюс» /СДЭК

3 Yves Rocher France /Unibrait

4 «Инвитро» /«Миэль»

5 «Гемотест лаборатория» /Samura

6 Subway /«СОЖ Синтез»

7 Vianor /Tea Funny

8 «Додо» /Respect

9 «33 пингвина» /«Мобильная мойка»

10 «220 вольт» /«Научное шоу профессора Николя»

11 «Тонус клуб» /Sugar Dance

12 «5 Пятерочка»/«Айкрафт Оптика»

13 Helix /Serginnetti

14 «Чибо партнер» /«ГлавДоставка»

15 «Компьютерный центр ДНС» /«Оранжевый слон»

16 «Суши шоп» /Burger Club

17 «Фармакопейка» /Yotto Group

18 MBE Mail Boxes ETC /«Шоколадница»

19 «Эвалар» /2GIS

20 «От Лены Лениной» /Coffeeshop Company

21 Cordiant /«Слетать.ру»

22 OPS Office Print Service /«Сёма»

23 RMS Auto /«БетонБаза»

24 «Конфаэль» /«Инвитро»

25 «Гарант»/ «Бэби-клуб»

Рейтинг франшиз от РБК

ТОП-лист, размещенный на сайте российского мультимедийного холдинга РБК, включает 30 компаний. В десятку лучших вошли сеть кафе-мороженое «33 пингвина» и сеть ресторанов быстрого питания Subway, сети медицинских центров «Инвитро» и «Гемотест лаборатория». Причем «Гемотест» удалось увеличить численность партнеров в городах, где уже действовали точки «Инвитро», за счет лояльности к начинающим свой путь в коммерции, меньшим объемам необходимых инвестиций и более низкими роялти. Стоит отметить, что медицинские услуги и общественное питание на сегодняшний день остаются в тренде среди франшиз.

Однако возглавили рейтинг РБК компании, специализирующиеся в других областях. На первых местах компании, помогающие в ведении бизнеса - разработчик и продавец ПО «1С « и справочная правовая система «Консультант Плюс». Можно сказать, что они укрепили свои позиции за счет того, что предприниматели выбрали для вложений направления с гарантированным ростом. Обе компании продолжительное время демонстрируют успешность своих франшиз. Плюс в тройке лидеров владелец монобрендовых бутиков косметики YvesRocher. Заметим, что в этой компании по данным Роспатента количество расторгнутых договоров практически равно количеству новых ДКК, так что скорее всего это говорит не об органическом росте франчайзинговой сети, а об изменении условий ДКК и заключении новых договоров с уже действующими франчайзи.

Также в рейтинг популярных франшиз 2015 года включены молодые организации, например, сеть «Додо Пицца». Первое кафе открыли в Сыктывкаре в 2011-м, а к продажам франшизы приступили только спустя 2 года. Сейчас около 100 точек работают как в России, так и в странах СНГ, в Литве, Эстонии, Румынии и США. Основатель компании Федор Овчинников внедрил ПО «Додо ИС», что позволило франчайзи управлять всеми процессами в торговом зале и на кухне: от контроля скорости приготовления до эффективности отдела доставки.

Примечательно, что франчайзеры оперативно и разумно реагируют на изменения в экономике. Седьмое место в рейтинге занимает крупнейшая на севере Европы и странах Балтии сеть шинных центров Vianor. Финское подразделение NokianTyres обеспечивает франчайзи уникальную материальную поддержку в размере 500 тысяч рублей для запуска первого центра и около 2 миллионов рублей на открытие следующих.

Рейтинг Forbes

В сравнении с рейтингом 2014 года состав существенно изменился. Остались лишь 5 компаний: развивающие центры «Сема», сеть кафе Tea Funny и «Шоколадница», мобильные студии развлекательных музыкальных роликов Sugar Dance. Среди новых участников рейтинга сеть салонов «Айкрафт Оптика « и магазины женской одежды Serginneti, которые привлекают потенциальных франчайзи сильными конкурентными преимуществами и льготными условиями, без взимания паушальных взносов и роялти. ТОПовые позиции тоже отданы вновь прибывшим: лабораторная служба «Хеликс « занимает 1 место, тогда как, один из лидеров рейтинга РБК, компания «Инвитро» на 24-м. Сразу две логистические компании заслужили участие в рейтинге Forbes - на 2 месте компания «СДЭК» и на 14 месте «ГлавДоставка».

Как составляли рейтинги

Рейтинг РБК создан по показателям регистрации перехода прав по договору коммерческой концессии (ДКК), подлежащих регистрации в Роспатенте. И поэтому были использованы данные за прошедший год о наиболее известных товарных знаках, по которым зафиксирована передача прав, информация о расторгнутых договорах из этого списка, плюс количество договоров конкретной организации с партнерами. Насколько объективен такой подход? ДКК юридически соответствует форме договора франчайзинга за рубежом. По мнению экспертов портала Франшиза.ру, именно он позволяет оптимально регулировать взаимоотношения франчайзора и франчайзи, помогает тем и другим отстаивать свои интересы, передавать исключительные права и фиксировать ограничения (в частности, по стоимости и конкуренции), однако в настоящее время ДКК охватывают менее половины рынка франшиз. Часто при формировании сетей по франшизе компании задействуют иные всевозможные варианты: агентские и лицензионные соглашения, договор поставки и услуг. Не всех устраивает ДКК в силу различных обстоятельств, среди которых: платная регистрация, сроки регистрации, незарегистрированный товарный знак, нецелесообразность в связи со спецификой деятельности и другие причины. Поэтому важно учитывать, что рейтинг РБК хотя и охватывает значительную часть, но далеко не весь рынок франчайзинга.

Для формирования рейтинга Forbes задействовали каталоги нескольких специализированных сайтов, включая Franshiza.ru и свою базу данных. В отборе участвовали компании, которые продают франшизы с декабря 2014 года и запустили в работу не менее 50 точек, независимо от размера стартовых вложений и исключили тех, кто не представил финансовые показатели или закрыл в 2015 году более половины точек, открытых в том же году. Далее для оценки задействовали среднегодовую выручку одной точки, маржинальность, соотношение стартовых инвестиций и прибыли. В итоге ТОП-лист содержит 25 компаний.

Выбор франшизы

Как видно, подход к составлению рейтингов у РБК и Forbes существенно отличался, что неизбежно отразилось на итогах. Как к этому относиться? Как и к любой другой информации - принимать во внимание, анализировать и делать свои выводы. Любые рейтинги подразумевают субъективную оценку и могут быть основаны на опросах или на сборе информации по тем или иным критериям на усмотрение составителей. Значимость того или иного ТОП-списка определяют качество выбранных показателей, количественный объем выборки, ее репрезентативность. И здесь как раз один из камней преткновения - многие рейтинги основаны на данных, которые предоставляют сами франчайзоры, и нет возможности проверить их на правдивость

В связи с этим, для того, чтобы сформировать свое мнение, при выборе франшизы, рекомендуем комплексный подход: провести свое расследование, самостоятельно сравнить предложения в интересующих сегментах, активно связываться с действующими франчайзи, смотреть и анализировать отзывы.

И, безусловно, можно учитывать рейтинги, участники ТОП-списков несомненно заслуживают внимания, но в качестве дополнительного источника сбора данных.