Эволюция или революция?

Российский риэлторский рынок имеет младенческий по мировым меркам возраст – всего 21 год. Однако за это время он прошел несколько этапов эволюции и постепенно приближается к мировым стандартам. Что представляет собой бизнес сейчас? И какие пути развития существуют?

Двадцать лет назад, в эпоху первоначального накопления капитала, бизнес риэлтора заключался в продаже информации клиенту – то есть данных о том, где продается или сдается квартира, сколько она стоит, и контактов хозяина. Примерно с 1991 по 1995 года длилась эта эпоха. Понятно, что тогда люди еще не слышали о том, что риэлтор может помочь клиенту с оформлением документов, что он в соответствии с профессиональной этикой, может даже гарантировать чистоту объекта. Все это пришло чуть позже, а в начале «лихих 90-х» риэлтор был продавцом информации.

Однако вместе с постепенной эволюцией страны эволюционировал и рынок недвижимости, формировались и постепенно кристаллизовались нормы работы с клиентом, с органами государственной власти. Стало понятно, что на одной торговле данными о недвижимости бизнеса не построишь, и постепенно риэлтор становился посредником, беря на себя функции, которых не выполнял раньше. Стало проще снять и сдать квартиру, потому что клиенту уже не было нужды, вооружившись телефоном и длинным списком подходящих вариантов, выбирать себе нужный. За него это делал риэлтор. А в конце девяностых – начале двухтысячных годов пришло понимание потребности в безопасных сделках, и эту потребность риэлтор также удовлетворял.

Кстати, самые крупные игроки рынка недвижимости начали выстраивать свои империи как раз в начале 90-х. Пионеры работы с недвижимостью вводили такие немыслимые до того вещи, как составление баз недвижимости, компьютеризация, составляли сначала негласные правила риэлторской этики. «Кстати, «МИЭЛЬ» первый и единственный ввел понятие финансовой гарантии сделки перед клиентом, - говорит Роман Мурадян, управляющий директор «МИЭЛЬ-Франчайзинг», - Этот опыт остался уникальным».

Сейчас риэлтор – это не просто человек, который подскажет, где искать квартиру. Это, прежде всего, персональный финансовый консультант, несущий персональную ответственность перед клиентом и брендом. И многие успешные агенты и руководители сейчас задумываются о том, как открыть собственное дело, но при этом часто хотят быть «встроенными» в крупный бренд с системой ценностей, высокими стандартами работы и огромными возможностями. Поэтому именно франчайзинг сейчас –  это закономерный эволюционный путь развития бизнеса, который несет большие возможности для реализации в сфере услуг вообще и в недвижимости в частности.  

«Франчайзинг – западная модель ведения бизнеса, хорошо отработанная, стандартизированная, качественная и успешная. В США, например, где  риэлтор – одна из самых престижных профессий,  существуют сети, в которых по 9 тыс. офисов. По модели франчайзинга работают 50% риэлторских компаний, контролируя при этом порядка 70% рынка, – отметил Роман Мурадян, – в наших условиях, когда по-прежнему профессии «риэлтор» как бы не существует, а профессиональных кадров катастрофически не хватает, франчайзинговая модель тиражирования бизнеса  позволит поднять культура и качество работы с недвижимостью».